Группа здоровья
вт чт 11:00-13:00

ПортДеБра
день 14:00-15:00

Йога
пн-ср, пт 19:00-20:30
вт-чт 19:00-21:00
пн, ср, пт 9:30-12:00

Вост. танцы
пн-ср 20:10-21:20

Цигун

Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это древнее китайское искусство саморегуляции организма, традиционная оздоровительная система, основа внутренних стилей боевых искусств. Построен на комплексе философских концепций прикладных технологий согласования двигательной активности, дыхания и состояний сознания. Постулирует понятие Ци — жизненной энергии, которая рассматривается в качестве основы существования человеческого организма, и учит контролировать эту энергию. Применяется для поддержания психического и телесного здоровья, а также развития человека как индивидуума, личности, и способствует духовному пробуждению, освобождению сознания и пониманию истинной природы человека.

Цигун включает в себя практику китайских боевых искусств, медитативную практику и гимнастические упражнения, направленные на освобождение от телесных зажимов и энергетических блоков с помощью успокоения сознания, тела и эмоций. Может использоваться в качестве релаксации и альтернативного лечения при стрессовых состояниях и болезни, а также для общей гармонизации организма, улучшения иммунитета, настройки работы органов и их систем.

Содержание

Тайцзицюа́нь (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.

Содержание

История возникновения тайцзицюань — спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению различных, не слишком правильных, а порой и полностью ошибочных интерпретаций.

Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.

Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзицюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн, однако эта версия изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.

Согласно современным исследованиям первые упоминания о боевых техниках, подобных Тайцзицюань связываются с даосом Сюй Сюаньпином (618—907 гг. н. э., династия Тан), приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм («Хлыст», «Играть на пипе» и т. д.). Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов-отшельников. Называли эти техники по-разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в «Классическом тексте по тайцзицюань» Чжан Саньфэн (960—1279 гг. н. э., династия Сун). Существует множество историй и легенд о том, как Чжан Саньфэн создал тайцзицюань. По легенде, патриарх родился в девятый день четвёртой луны 1247 года (этот день по всему миру отмечают как день рождения тайцзицюань) и прожил, по преданию, более 200 лет.

Следующая замечательная личность в ряду передающих традицию — Ван Цзунъюэ, живший в династию Мин (1368—1644 гг. н. э.). Он был известным полководцем и оставил после себя тексты «Руководство по тайцзицюань», «Разъяснение духовной сути 13 форм» и «Об Истинном свершении», которые вместе с трактатом Чжан Саньфэна составляют классическое наследие Тайцзицюань. Считается, что от Ван Цзунъюэ через Цзян Фа традиция была передана Чэнь Чжансину из рода Чэнь, представители которого с 1949 года стали продвигать другую версию истории этого искусства. Чэнь Чжансин передал искусство Ян Лучаню, а через Яна искусство унаследовали его сыновья и внуки, а также многие другие впоследствии известные мастера.

Стиль Чэнь

По версии китайского правительства и семьи Чэнь основателем Тайцзицюань является Чэнь Вантин. Он был воином императорской гвардии, но вскоре после прихода к власти маньчжурской династии Цин в 1644 г. ушёл из армии. Будучи великолепным мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии. За основу нового стиля Чэнь Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528—1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 позиций Чэнь отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов тайцзицюань. Он представил новый стиль как момент соположения внешнего и внутреннего — боевых приёмов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Чэней упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину реальности ушу. Для этого достаточно было и нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов тайцзицюань. С течением времени из первоначального творения Чэнь Вантина сохраняются лишь первый комплекс тайцзицюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чэнь.

Стиль Ян

Официальная версия китайского правительства и семьи Чэнь:

Долгое время тайцзицюань не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799—1872) — воистину человек-легенда. Он происходил из обедневшей семьи из уезда Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли в дом, но не учеником, а в качестве слуги. Ян тайно наблюдал за занятиями и через три года рискнул показать то, чему научился украдкой. Чэни были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Ян Лучань подошёл к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его (а за подглядывание за занятиями тогда полагалась смерть), они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.

После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобретает всё более возрастающее оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни».

Версия стиля Ян:

Семья Чэнь издавна практиковала Паочуй, не имеющий отношения к Тайцзицюань. Чэнь Чжансин (1771—1853), представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь, благодаря случайной встрече с самим Цзянь Фа, получил от него передачу Тайцзицюань и стал практиковать и передавать тайцзицюань, за что был отлучён от рода Чэнь, с запретом преподавать это искусство внутри семьи.

Именно у него, Чэнь Чжансина, передачу традиции получил самый знаменитый в тайцзицюань человек, не принадлежащий к роду Чэнь — Ян Лучань. Благодаря трём поколениям его семьи, семьи Ян, тайцзицюань стал известен миру и приобрёл популярность как непревзойдённое воинское искусство и система духовного и физического самосовершенствования. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Ченя в общей сложности тридцать лет, и стал величайшим мастером своего времени.

Впоследствии Ян Лучань был приглашён в столицу и начал преподавать своё искусство в императорских казармах, а в последующем — во дворце принца. Естественно ему пришлось сдавать «экзамен» на личное мастерство, в результате которого, после многочисленных побед над ведущими мастерами Пекина, он получил прозвище Ян Уди — «Ян непобедимый». У Ян Лучаня было три сына, младший из которых умер в детстве и к традиции не был причастен, двое других — Ян Баньхоу(1837—1892) и Ян Цзяньхоу (1839—1917) были известны в Поднебесной, как непревзойденные мастера.

Младший сын — Ян Цзяньхоу — был нравом мягок и учеников любил. Поэтому многие из приходивших к нему в ученики смогли получить линию передачи и стать мастерами. Ян Лучань очень высоко оценивал умственные способности Ян Цзяньхоу, и чаще всего использовал его как партнёра в туй-шоу. Ян Цзяньхоу имел талант объяснять технику, смысл и боевое применение Тайцзицюань просто и доступно. Он великолепно владел оружием, в особенности копьём — фамильной гордостью и секретом семьи. Умер в 1917. Почувствовав приближающуюся смерть, умылся, переоделся, собрал семью и учеников, попрощался, и ушёл с улыбкой на лице.

Создание стиля Ян завершил его сын Ян Чэнфу (1883—1936). Родившийся в обеспеченной семье, имевший все, что пожелает, он вырос огромным для Китая — под 2 метра и 130 кг — человеком. Однако это не помешало ему принять эстафету непобедимых мастеров семьи Ян. Ян Чэнфу владел семейными секретами техники и применения внутренних усилий. В силу возросшего спроса на тайцзицюань, очень много преподавал по всей Поднебесной, чем внес огромный вклад в популяризацию тайцзицюань.

Учеников у Ян Чэнфу было очень много, но настоящими мастерами стали немногие. Самые известные из учеников Ян Чэнфу — Цуй Иши, Фу Чжунвэнь, Дун Инцзе, Ван Юнцюань, Чжэн Маньцин и др.

Традиции-ветви стиля Ян

После смерти Ян Ченфу искусство стиля Ян распределилось на «традиции», «ветви» или «линии передачи», называемые по имени мастера, получившего передачу искусства в семье Ян. Так существуют: традиция Цуй Иши, традиция Фу Чжунвэня, традиция Ван Юнцюаня, традиция Чжэн Маньцина и пр. Хотя все традиции исходят из одного источника, каждая из них имеет своеобразные отличия, и зачастую, используя одинаковые названия, по-разному интерпретируют принципы тайцзицюань.

Цигун – гимнастика для здоровья и долголетия

С каждым годом все больше людей начинают заниматься гимнастикой цигун. Мало того, для большинства из них она становится неотъемлемой частью жизни, столь же необходимой, как вода или воздух. В этом нет ничего удивительного, ведь каждый человек хочет быть здоровым, энергичным, подвижным. Китайские же методики оздоровления, к коим относится цигун, как раз и призваны подарить отличное самочувствие, жизненный тонус и долголетие.

К цигун каждый приходит своим путем. Одни начинают заниматься по совету друзей, другие узнают об этой системе оздоровления из книг и журналов. Третьи приходят в заведения, подобные нашему центру «Небесная река», на пробные занятия… и понимают, что эта гимнастика – то, что они так давно искали. Этот сайт создан для всех тех, кому уже знаком китайский цигун, а также для людей, которые пока только интересуются основами гимнастики. Здесь каждый сможет узнать много нового о цигун, почерпнуть информацию о практических занятиях, прочитать полезные статьи о здоровье.

Ци внутри нас

Что же собой представляет гимнастика цигун? Согласно китайской философии наш мир наполнен энергией ци. Она есть везде и в каждом: в человеке, стене здания или дереве в саду. Получается, что каждый из предметов – это сосредоточение ци, потоки которой не только циркулируют внутри, но и непрестанно взаимодействуют с энергией других объектов. У человека ци движется по так называемым меридианам и скапливается в даньтанях – энергетических центрах тела. Всего их три: верхний (в голове), средний (в грудине) и нижний (в брюшной полости). Последний из резервуаров ци отвечает непосредственно за наше физическое состояние.

Каково предназначение гимнастики цигун?

Всем нам знакомо такое выражение как «больше не могу, нет сил». Оно означает, что человек устал и не имеет возможности сделать то или иное дело. По сути, ци – это и есть жизненные силы человека, недостаток которых приводит к утомлению, плохому самочувствию, развитию болезней. Задача китайского цигун (от «ци» – энергия жизни, «гун» - управлять) заключается в том, чтобы нормализовать потоки ци и наполнить ею все даньтани. Восполняя нехватку ци в организме во время занятий, усиливая циркуляцию энергии, мы тем самым повышаем тонус тела и боремся с недугами.

Практика цигун: как воздействовать на ци

Как же воздействовать на ци? Меридианы можно открывать путем полного расслабления и глубокого дыхания, а энергию ци перемещать по энергетическим каналам плавными движениями тела и силой мысли. Следует понимать, что китайская гимнастика цигун – это не просто комплекс физических и дыхательных упражнений, которые необходимо выполнять в заданной последовательности. Цигун требует не только правильности движений, но и точности мыслей – важно сконцентрироваться на своем теле, дыхании и ощущениях, отбросить прочь проблемы и заботы. Чтобы полностью сосредоточиться на гимнастике, лучше выбрать для занятия свободную, не сковывающую движений одежду и включить спокойную музыку Востока.

Положительное влияние цигун на организм человека

Познать свое тело и поправить здоровье сегодня может каждый человек – цигун терапия показана всем без исключения: мужчинам и женщинам, здоровым и больным, пожилым и молодым, крепким и субтильным. Каждое занятие улучшает настроение, заряжает тело бодростью, нормализует работу внутренних органов и систем, повышает стрессоустойчивость, омолаживает организм. Сосредоточение во время тренировок на верхнем и среднем даньтанях помогает улучшить память, открыть в себе новые творческие способности.

Особенно полезен цигун для позвоночника или, как его называют китайцы, дерева жизни. Китайская гимнастика цигун способствует расслаблению, снятию напряжения в области позвоночного столба. После выполнения упражнений в шее и спине появляется легкость, тело становится более подвижным и гибким. Стоит ли удивляться, что к цигун терапии все чаще прибегают люди для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата, для лечения ДЦП, сколиозов, артритов, миопатии?

Гимнастика цигун – это отличный способ поправить здоровье, подарить себе хорошее настроение и долголетие. Надеемся, что наш сайт станет еще одним инструментом для познания себя и оздоровления.